- Автомобильное право

10.3. Нецелевое использование земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10.3. Нецелевое использование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Когда не учитываются неиспользование земельных участков по назначению

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства не учитываются, если они выявлены на площади участка:

  • на котором расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки;
  • включенном в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий;
  • подверженном деградации, вызванной чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным явлением;
  • в отношении которого проводятся работы по рекультивации или консервации земель;
  • находящегося под парами, то есть свободные от возделываемых сельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве на срок не более 2 лет;
  • непригодном для сельскохозяйственного производства или иной связанной с ним деятельности, если их наличие не связано с действиями (бездействием) владельца участка.

Неиспользование участка

Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.

Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.

Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:

  • Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.

За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
  • Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
  • Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.

Неиспользованные ресурсы

В сентябре министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев выступил перед депутатами Госдумы и объявил, за счёт чего страна должна исполнить указ Владимира Путина об удвоении экспорта сельхозпродукции к 2024 году. Одним из ресурсов повышения урожайности чиновникам видится расширение площадей. В текущем году Минсельхоз ставит целью вернуть в оборот порядка миллиона гектаров неиспользуемой земли. А в ближайшие несколько лет в производство должно быть введено до 10 млн га сельхозземель.

За неиспользованием земли следит Россельхознадзор. Начиная с 2017 года ведомство собирает сведения о таких участках и направляет данные в Минимущества для изъятия земли (эту возможность предусматривает федеральный закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Ранее проверки чаще всего затрагивали сельхозпредприятия, фермерские хозяйства или физические лица, которые имеют в собственности или арендуют земельные участки. Это объяснимо: привлечь к ответственности одного представителя легче, чем нескольких. Но в текущем году участились и случаи проверок земельных участков, находящихся в общедолевой собственности. При этом инспекторы не считают за труд разыс­кивать владельцев земельных долей, выезжая по месту их регистрации и направляя заказные письма с уведомлением.

В управлении Россельхоз-надзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия сообщили о нескольких таких случаях в 2018 году. Например, был в Азовском районе, в Маргаритовском сельском поселении старый сад…

Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

  • для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
  • для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
  • на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Читайте также:  Региональная программа ипотеки для медицинских специалистов

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

Как оспорить штраф за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ)

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.

1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.

Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку даже минимальный штраф для организации за нарушение части 2 статьи 8.8 КоАП РФ составляет существенную сумму – 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А54-2421/2014).

Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении.

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит штраф:

Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное ( ст. 2.4 КоАП РФ).

При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре недвижимости. Ее можно узнать, получив кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также Как узнать кадастровую стоимость.

Признаки неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлены в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от 100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).

Основания прекращения сервитута

Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

07.05.2021

Каждый дачник знает, как сложно заниматься собственным хозяйством. На это уходит много сил, времени и денег. Зато за прилежную работу дача благодарит богатым урожаем и прекрасным отдыхом на свежем воздухе.

Иногда владельцы участков забывают о существовании определённых правил, которые царят за чертой города. Учтите, что даже незнание некоторых законов не способно избавить дачников от ответственности. Может сегодня вы узнаете, что систематически что-то нарушаете, не догадываясь об этом.

  • За что же дачникам положены штрафы?
  • 1. Скважина, не имеющая соответствующих сертификатов
  • Денежная компенсация может составлять вплоть до 1 миллиона рублей.

1. Отчуждение земельного участка осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов .

3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.

4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации

5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.

7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

Читайте также:  Как заполнить и подать налоговую декларацию о доходах 3-НДФЛ

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным условием, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Комментарий к Ст. 54 ЗК РФ

1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 — 286).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:

— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

— самовольная переуступка права пользования землей;

— самовольный обмен земельного участка;

— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

Читайте также:  Мать-одиночка: льготы и выплаты в 2023 году

— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.

Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о допущенном земельном правонарушении

———————————
Не приводится.

4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ «С» для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.

На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.

Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.

Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Комментарий к статье 8.8. КоАП РФ:

1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими -водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.

2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ (см. гл. I.1 «Земельные участки»); Федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.); от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

3. Комментируемая статья содержит составы административных правонарушений, различающиеся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.

5. Часть 2 данной статьи определяет состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, — противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.

6. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности.

7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

8. С 1 июля 2011 г. вступает в силу ч. 1.1 комментируемой статьи, предусматривающая административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению — для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с этим производством. Имеется в виду земельный участок, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *