- Семейное право

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок заканчивался, мать должна была принести в Храм очистительно жертву. В нее входили однолетнего агнца и голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось две горлицы или два птенца голубиных.

Сретение – это встреча Ветхого Завета и Нового. Для верующих этот день является символом встречи с Богом. То, как Симеон и Анна приняли Иисуса, стало примером того, как нужно принять Бога всей душой и чистым сердцем. После встречи с Иисусом Симеон умер – как и предсказал Ангел. Смерть для старца стала огромным счастьем. Он избавился от бремени долгожителя и уже ждет Воскресения Христова. В философском понимании это пример того, что встреча с Богом и принятие его дает понять: закончилось время слабостей и греха, сменившись временем блаженства. Сретение неслучайно происходит с сорокадневным Младенцем. Он одновременно беззащитен и велик. С каждым человеком происходит его личное сретение – тогда, когда он впервые оказывается в храме – доме Божием.

Праздник появился в IV веке и изначально был днем, завершающим 40-дневный цикл после праздника Богоявления. Сейчас Сретение является одним из двунадесятых праздников: двенадцати важнейших христианских торжеств после Пасхи. Сретение связано с библейским сюжетом о встрече старца Симеона и младенца Христа.

На сороковой день от Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести младенца Иисуса в храм. В этот же день в храм пришел старец Симеон. По преданию, Ангел предрек ему дожить до встречи с Мессией. В глубинном смысле, Сретение — это встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

Считалось, что на Сретение приходятся последние зимние морозы. После праздника не стоит отправляться в дальнюю дорогу на санях и, тем более, переезжать реки. Уезжать в долгую поездку в этот день являлось плохой приметой.

Как произошло Сретение Господне?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Во время православной службы на праздник обязательно требуется вспомнить о Симеоне Богоприимце. В память о важной встрече исполняется песнь «Ныне отпущаеши». В сущности, она включает слова, произнесенные Симеоном в тот момент, когда он взял Спасителя на руки. Старец выражал радость избавления и славил будущее, предначертанное израильскому народу.

Песнь является частью торжественной службы всех церквей, которые исповедуют христианскую религию. Этот текст написан на разных языках – церковнославянском, греческом и русском. Также есть слова на английском и на латыни. В православной религии песнь используется во время проведения обряда крещения мальчиков. Ее исполняют, когда младенца вносят в алтарь и делают круг вокруг престола.

В первые столетия зарождения христианской религии Сретение представляло собой праздник Пресвятой Девы Марии. Эта дата была приурочена к обряду очистительных жертв, которые требовалось приносить женщинам после рождения детей. Впоследствии в центр праздника поставили Богомладенца, поскольку основными лицами были Иисус и Симеон Богоприимец.

Именно поэтому название праздника полностью звучит как «Сретение Господне». Его официальное наименование было утверждено в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. В православной религии праздник считается двойственным. Он посвящается Деве Марии и Богомладенцу. Это можно увидеть по праздничной одежде священников. Белый цвет символизирует Христа, а голубой – Богородицу.

В православии служба начинается накануне перед праздником. После этого проводится всенощное бдение, во время которого читается целый набор молитв. В 6 часов утра освящаются свечи. Они символизируют свет, который Иисус несет в мир.

Празднуется ли сретение у католиков

В англиканской и римско-католической церквях в конце службы на праздник проводится освящение свечений. Они являются символом Христа, который несет в мир свет истины. После праздника их требовалось приносить домой и зажигать в непогоду.

Французы в этот день отмечают народный праздник, который называется «День блинов». Эта дата считается родственной Масленице. В этот день нужно готовить блины. Во время приготовления первого его нужно подбросить на сковороде, а другой рукой – зажать монету. Если удастся поймать блин, год в семье будет счастливым.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение в автошколе

Сретение представляет собой важный праздник, который отмечается в разных религиях, и православие не является исключением. С давних времен эта дата связана со множеством обрядов и обычаев.

Как произошло Сретение Господне?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Являющееся одним из древнейших христианских праздников Сретение достаточно широко отмечалось уже в IV–V веках. С момента его возникновения христианские философы видели в нем большой смысл. Известные святители считали своим долгом произнести сретенскую праздничную проповедь. На Востоке оно часто принимало форму паломничества по святым местам. К VI веку торжества стали общегосударственными для Византии и вместе с распространением христианства стали проводиться по всему миру.

Древнейшее сохранившееся изображение, посвященное Сретению, – это мозаика, выложенная на одной из триумфальных арок Рима, расположенной у храма Марии. Оно создано в 430 году.

Сейчас с празднованием Сретения связано несколько иконописных сюжетов. Это Сретенская икона, показывающая Богородицу, святого Иосифа с двумя жертвенными голубками, старца Симеона с младенцем на руках и святую Анну, стоящую рядом. Неразрывно с этой легендой связаны богородичные иконы «Семистрельная» и «Симеоново проречение» («Умягчение злых сердец»). Обе они отображают пророчество святого Симеона о том, что Матери Божией «оружием пройдут душу» крестные страдания и смерть сына.

Что можно, а что нельзя делать

На праздник Сретения стоит воздерживаться от тех же пагубных и грешных мыслей и деяний, которых православный христианин должен избегать в любой другой день года, независимо от того, какие на календаре выпадают числа, являются дни праздничными или будними. Нельзя ругаться и сквернословить, желать зла другим людям, лгать, предаваться унынию и др.

Всевозможные суеверия, заговоры, эзотерические ритуалы и магические мероприятия, как и в другое время, воспринимаются Церковью как грех. Если не получается самостоятельно разобраться в том, что именно можно или нельзя делать, стоит обратиться с возникшими вопросами к священнику. При этом «серьезные запреты», такие, к примеру, как запрет подстригаться или рукодельничать, на деле могут оказаться пустым суеверием.

Одним из важных моментов легенды признается то, что богомладенца Симеону представили не ангелы, а люди. Так и сегодня неожиданно просто и одновременно торжественно происходит для каждого приходящего в храм человека встреча с Богом, дарующая освобождение и великую радость человеческой душе. Оттого так много значит этот праздник для тех, кто готов принять Господа всей душой.

Богослужебные особенности

Хотя Сретение считается Господским праздником (то есть посвящен Иисусу Христу), богослужебных особенностей, характерных для него, он почти не имеет. Единственной является наличие входного стиха на Литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» («Явил Господь спасение Свое, пред народами открыл правду Свою»).

Многие песнопения обращены к Богородице. Например, прокимен на утрени и Литургии или тропарь.

На церковнославянском языке
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Русский перевод свящ. Михаила Асмуса
Радуйся, Облагодатствованная (Богом) Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности — Христос (Помазанник), Бог наш. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение (восстание от греховной жизни).

Празднование: 2 / 15 февраля

Двунадесятый праздник «Сретение Господне» празднуется 2 февраля (15 февраля по новому стилю).

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк.2:22-40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву см. (Исх.13:2); (Чис.8:16); (Лев.12: 6,8) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Назидательная церковная традиция, окончательно закрепленная сказанием Четьей Минеи от 2-го февраля, обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий — ужасной моровой язвы и землетрясений, — одновременно, будто бы, обрушившихся на Константинополь, Антиохию, Мизию и другие регионы Империи зимой 541/42 гг. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2-го февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились в тот же день! В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7].

Читайте также:  Возмещение ущерба в порядке суброгации

Логика и назначение этого трогательного сказания (полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи) хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов.

Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту, — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом, считавшим себя большим знатоком христианского вероучения (а отнюдь не стихийные бедствия!). В.В.Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами (продолжавшейся при Юстиниане) и реформами литургического характера:

«В Армянской [монофизитской. — Прим. авт.] церкви, — пишет он, — Рождество и Богоявление празднуется в один день. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской (Церкви), то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25].

Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, т.е. 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Это произошло в 33 год его царствования (=560/561 г.) [26]. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом».

«Слышали мы, — гласит послание, — что в Иерусалиме соблазняющиеся некие не следуют учению святых книг и отцов и святое по плоти рождение Господа празднуют не 25 декабря, в какой день они совершают память Давида и Иакова, а вместе с Крещением 6 января. Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве… а потом и Сретения. Теперь мы, согласно исследованию святых отцов и учителей… совершаем следующие праздники: 25 марта – Благовещение, 25 декабря — Рождество Христа Бога нашего от Девы Марии, января 6 — Крещение и Явление Его. Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! — Прим. авт.], как соблазняются некоторые, празднуем мы Сретение» [27].

Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания (из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты), — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. е. принадлежности самому имп. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов!

Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» (Тов.11:11)!

Празднование сейчас и в былые времена

Появился сам праздник Сретения в Иерусалиме еще в 4 веке, но со временем был немного видоизменен и отделился от другого. Ранее он считался неотрывной частью Богоявления, именно этот праздник замыкал цикл из 40 дней, посвященных рождению Иисуса Христа. В 6 веке праздник стал общим для Византии, а позже распространился и в другие уголки мира, где жили христиане. Сейчас празднование приходится на 15 февраля, если Сретение Господне выпало на первую седмицу Великого поста, то богослужение состоится накануне.

Читайте также:  Путевые листы в 2023 году: оформление и налоговые риски

Сретение Господне считается праздником Божьим, посвященном Иисусу Христу. В этот день даже облачение у служителей церкви может варьироваться, имея и белые (символизм Божественного свечения) и голубые оттенки (как дань непрочности и чистоты Богородицы).

Совет. Сходите на исповедь в Церковь!

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица стали символами принятия Господа с открытой душой и чистым сердцем. Они встретили Бога и возрадовались, получив желаемое избавление от напастей и бед. Симеон смог покинуть землю, получив долгожданное отпущение, также верность и благодетель Анны были вознаграждены.

Сретение Господне гласит о личной встрече с Богом, открытиям и избавлением от прежних грехов. Когда человек с открытым сердцем впускает в свою жизнь Спасителя, наступает благодать. В этом и заключается смысл праздника Сретения – не глобальная встреча человечества и Господа, а личное переломное знакомство отдельного индивидуума с Высшими Силами. Принятие и осознание Господа, благодарность за все испытания и благополучия.

Что стоит делать в Сретение Господне?

Посещение храма в данный праздник – не только дань традициям, но и приобщение к великому таинству знакомства Бога с Его предназначением. Любой верующий, зашедший на службу в этот день, может попросить Иисуса о великом счастье себе и своим недоброжелателям, о восстановлении справедливости и появлению благодати, о появлении успеха и защите от любых напастей. Можно и помолиться за упокой усопших, отдав дань почтения дорогим людям.

Если вы не можете посетить церковь, то обязательно зажгите дома свечи или лампаду, произнося молитву Господу. По возможности – освятите свечи в церкви, при зажигании на Сретение Господне они отведут от верующих людей всякую напасть.

Наши предки делали особые свечи на Сретение Господне, они изготавливались по уникальной технологии и состояли из натурального пчелиного воска. Сейчас вы можете использовать обычные церковные свечи. Обязательно необходимо дать прогореть свече или лампадке, размещать их желательно напротив иконы Богоматери или Иисуса Христа. Допускается освящение и хранение свечей целый год для зажжения во время молитвы дома.

Молитвы могут быть любыми, также священнослужители рекомендуют зачитать песнь Симеона Богоприимца, найти ее можно в любом храме, как на церковнославянском, так и на русском.

Традиции и обряды на Сретение Господне

Главные традиции 15 февраля — обход жилищ с иконой Сретения, освящение свеч.

— В православных храмах 15 февраля проводятся всенощное бдение и Божественная литургия. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.

— Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний.

— Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды.

— Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события (смерть или рождение человека, свадьба, помолвка). Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека.

— Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. 15 февраля принято печь блины. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла.

Празднование сейчас и в былые времена

Появился сам праздник Сретения в Иерусалиме еще в 4 веке, но со временем был немного видоизменен и отделился от другого. Ранее он считался неотрывной частью Богоявления, именно этот праздник замыкал цикл из 40 дней, посвященных рождению Иисуса Христа. В 6 веке праздник стал общим для Византии, а позже распространился и в другие уголки мира, где жили христиане. Сейчас празднование приходится на 15 февраля, если Сретение Господне выпало на первую седмицу Великого поста, то богослужение состоится накануне.

Сретение Господне считается праздником Божьим, посвященном Иисусу Христу. В этот день даже облачение у служителей церкви может варьироваться, имея и белые (символизм Божественного свечения) и голубые оттенки (как дань непрочности и чистоты Богородицы).

Совет. Сходите на исповедь в Церковь!

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица стали символами принятия Господа с открытой душой и чистым сердцем. Они встретили Бога и возрадовались, получив желаемое избавление от напастей и бед. Симеон смог покинуть землю, получив долгожданное отпущение, также верность и благодетель Анны были вознаграждены.

Сретение Господне гласит о личной встрече с Богом, открытиям и избавлением от прежних грехов. Когда человек с открытым сердцем впускает в свою жизнь Спасителя, наступает благодать. В этом и заключается смысл праздника Сретения – не глобальная встреча человечества и Господа, а личное переломное знакомство отдельного индивидуума с Высшими Силами. Принятие и осознание Господа, благодарность за все испытания и благополучия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *