- Жилищное право

Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Комментируемая статья определяет форму наиболее распространенного повода к возбуждению уголовного дела – заявления. Положения настоящей статьи распространяются также на сообщения руководителей организаций и должностных лиц.

Пример подачи заявления по ст. 159 УК РФ

При подаче заявления в стандартной письменной форме обязательно указывается орган и лицо органа, которое принимает заявление. Ниже указываются сведения о личности – ФИО, адрес, телефон.

Заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества – так будет называться документ.

Далее, под наименованием указывается суть преступления в подробностях – с именами и датами. Все факты сути можно обозначить лаконичным вопросом – что произошло? На этот вопрос и должен ответить заявитель.

После изложения фактической сути обязательно указываться просьба: прошу вас возбудить уголовное дело на Сидорова В.В. по факту мошенничества.

Далее, на заявлении указывается дата и подпись.

Для личной уверенности в правоохранительные органы сразу можно предоставлять доказательства вины лица. В мошенничестве доказательством станут любые факты передачи денег посредством обмана или злоупотребления доверием – расписки, договоры, квитанции.

Анонимные заявления о преступлении

Заявления о преступлениях, которые не содержат никакой информации об авторе, без подписи или за подписью вымышленного лица, или лица, реально существующего, но заявления не писавшего, а также не содержащие данных о месте жительства, работы, учебы заявителя признаются анонимными и не могут выступать поводами для возбуждения уголовного дела.

В силу прямого указания закона (ч. 7 ст. 141 УПК РФ) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами. Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК РФ.

Таким образом, анонимные заявления, как правило, должны быть переданы в уполномоченные подразделения для производства оперативной работы.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

  1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.
  2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например, на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).
  3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 // Российская газета. 2003. 12 апр.), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, «доступных для посетителей органов внутренних дел» (пункт 4 названной Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности (Российская газета. 2005. 20 окт.), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Российская газета. 2003. 6 нояб.) и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Российская газета. 2006. 5 авг.).
  4. 29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюстом РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службой за оборотом наркотиков издан совместный Приказ о едином учете преступлений (Российская газета. 2006. 25 янв.), который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество — реакция на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.
  5. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником милиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России (утверждена Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 // Российская газета. 2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел, либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.
  6. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Комментарий к Ст. 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами.

Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см.

текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333, с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 17 мая 2011 г.

N 386 (Российская газета. 2011. 27 июня).

Аналогичные инструкции действуют и в других правоохранительных органах.

4. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником полиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 (Российская газета.

2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.

5. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства.

Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

  1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. 1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

  1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
  2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
  3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
  3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
  4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
  5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
  6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
  7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Порядок подачи заявления о преступлении

Заявление в подразделения МВД, как правило, подаётся в дежурную часть по месту совершения преступления, а в подразделения Следственного комитета – дежурному следователю соответствующего отдела.

Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета и территориальных органах МВД России.

Полученное сообщение о преступлении регистрируется в книге регистрации сообщений о преступлении (СК РФ) или в книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (МВД РФ).

Заявителю при принятии сообщения о преступлении должностным лицом, принявшим заявление, выдаётся талон-уведомление в котором указываются: время и дата его принятия, регистрационный номер сообщения и данные о принявшем его лице. Иногда должностным лицом дополнительно проставляется отметка о принятии на втором экземпляре заявления, однако это не обязательно, поскольку талон-уведомление является документом, подтверждающим факт принятия сообщения о преступлении.

Не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В принятии такого рода заявления не может быть отказано, оно подлежит обязательному принятию должностным лицом под роспись. Талон-уведомление заявителю в таких случаях не выдается. Заявителю разъясняется, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Как принимают решения после рассмотрения заявлений о преступных действиях

Статья 144 145 УПК РФ являются основными нормами, устанавливающими порядок, в ходе которого происходит прием, рассмотрение и принятие решения о дальнейших действиях по направленным сообщениям. Перед тем, как принять определенное решение касаемо обращения гражданина, происходит анализ всех обстоятельств, работы специалистов, наличия доказательной базы. Только после этого статья 144 145 предполагает принятие одного из трех решений:

  • возбудить производство, после чего, дело будет проходить следующие стадии обработки вплоть до судебного разбирательства (если факты преступных действий подтвердились и установлены);
  • отказать в дальнейшем рассмотрении (если в ходе экспертиз и проверок выяснилось, что для возбуждения дела оснований нет или недостаточно);
  • передать данное дело в органы следствия или дознания, если требуется дополнительная работа в пределах их компетенции.

Правила подачи ходатайства

Требуется учитывать, что квалификация преступления — это, прежде всего, правовая оценка действий субъекта, которая дается на основании законодательных норм РФ. УК не содержит никаких положений, относительно порядка квалификации преступления, он прописан в УПК РФ.

Читайте также:  Кому нужно делать паспорт отходов, и кто его составляет?

Обратиться с ходатайством о переквалификации по уголовному делу можно на любой стадии процесса: как до судебного разбирательства, так и ходе него. Это обусловлено тем, что в ходе расследования открываются новые факты, которые могут повлиять на изменение состава преступления и оценки общественной опасности конкретного деяния.

Потерпевшая сторона также вправе выступать инициатором изменения статьи. Обычно потерпевший, обнаружив, что подследственный своими преступными действиями причинил вред больший, чем предполагалось изначально, составляет ходатайство о переквалификации преступления.

Такое прошение подается потерпевшей стороной после ознакомления с материалами дела, поводом для него являются правовые ошибки, вследствие которых произошло неверное определение квалификационных признаков. В таком прошении потерпевший обычно требует ужесточения меры ответственности для субъекта. В такой ситуации инициатору обращения потребуется предоставить доказательства, подтверждающие факт нарушения процессуальных норм во время расследования дела.

При подаче ходатайства о переквалификации преступления необходимо придерживаться следующего порядка действий:

  • адвокат по уголовным делам составляет прошение, соответствующее всем требованиям законодательства;
  • заявление подается следователю, занимающемуся данным делом, или в суд. К документу следует приложить бумаги, подтверждающие правдивость сведений, изложенных в прошении;
  • компетентные органы в течение 5 дней рассматривают ходатайство и выносят одно из следующих решений: удовлетворить заявленные требования или оставить квалификацию без изменения.

Решение следователя или суда, отказавшегося удовлетворить заявленные требования, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Моя многолетняя практика показывает, что наилучших результатов можно добиться, если сразу обращаться с ходатайством о переквалификации в суд или прокуратуру. Но для этого необходимо заручиться юридической помощью адвоката, ведь все документы, отправляемые в эти инстанции должны быть составлены в строгом соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к подобным прошениям, и любая ошибка может послужить основанием для отказа.

Принятие решения по заявлению о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении. Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлён до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено).

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведённой по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Статья 141. Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
  3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
  4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
  5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
  6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
  7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *